Главная » Статьи » Мои статьи |
Правила поведения в храме. 1. Внешний вид Православный храм – это место особого присутствия Славы Божией и Его Благодати и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. 2. У входа в храм Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Затем необходимо произнести краткую молитву: 3. Отношение к нищим у храма Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), – писал святой Августин, – не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню. 4. В храме Входить в святой храм нужно с духовной радостью и помнить, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28). 5. Обращения Существуют определенные церковные правила обращения к священникам и мирянам (сотрудникам храма и прихожанам). 6. Благословение священника Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником (или епископом) испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. 7. Иконы и свечи Прикладываться к иконам, честным мощам и Святому Евангелию следует не спеша и не теснясь, оставить в стороне объемные сумки и полагать по два поклона перед целованием и один после целования святыни. Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают следующую молитву: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, Нужно благоговейно относиться к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому следует приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов Которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Некоторые из нас вспоминают о Боге и святых, лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут. Напрасно думать, что достаточно поставить перед иконой свечу, и долг выполнен, мы сделались чистыми и праведными, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! 8. Во время Литургии В обязанности христиан входит посещение храма для участия в Божественной Литургии в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне, и в праздники. Установление и соблюдение церковных праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере и через покорность и благоговение к Богу приносят душе покой и радость.
Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. 9. Поклоны и Крестное знамение Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе” полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение. 10. Святое Причастие Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову 3 канона: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю и последование ко Святому Причащению. Желательно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также обязательно нужно ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи. После Причастия следует выслушать (или прочитать) со вниманием благодарственные молитвы. По окончании Литургии подойти и приложиться ко кресту, который дает верующим священник около алтаря. 11. Правило о поклонах во время чтения великопостных часов и на Литургии Преждеосвященных Даров.
Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Перед Литургией читаются Великопостные часы (3-й, 6-й и 9-й), они начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш…» На 3-ем часе читаются 16-й, 24-й и 50-й псалмы, затем чтец произносит: Слава и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне… Затем он читает рядовую кафизму. Во время чтения кафизм можно сидеть. После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». На каждом часе постовой тропарь часа поется троекратно, с земными поклонами. В конце каждого часа читается молитва святого Ефрема Сирина. Эта молитва сопровождается земными поклонами, которые следует делать тогда же, когда их делает священник. После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа – служба шестого часа, затем девятого часа, аналогичные службе третьего часа с некоторыми отличиями (на 6-м часе читаются псалмы 53-й, 54-й и 90-й, на 9-ом – 83-й, 84-й и 85-й. После постового тропаря 6-го часа читается паремия (отрывок) из книги пророка Исаии). Богослужение продолжается Великой Вечерней, но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!», такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению. «Миром Господу помолимся» — первые слова ектении. «Господи, помилуй» — отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают поясной поклон с крестным знамением. По окончании ектении и возгласа священника чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133), называемых «песнями восхождения». После этого диакон произносит «малую» ектению. «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» — отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают поясной поклон с крестным знамением. В это время следует молитва священника: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава». Затем читается вторая часть чтения 18 кафизмы, в это время священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения, во время которой священником читается молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…» Читается последняя, третья часть кафизмы, во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Молящиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенникможно встать с колен. Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника. Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенных на этот день стихир. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на «И ныне» священнослужители совершают торжественный вход. Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу». Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь), и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!»«Прости» — значит «станем прямо, благоговейно». Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий». Далее поется прокимен –стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Он предшествует паремиям – чтению из Священного Писания. Перед паремией при возгласе: «Бытия чтение…» или, например, «Притчей чтение…» совершается крестное знамение без поклона, а во время чтения принято стоять, наклонив голову. Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». По установившейся традиции в этот момент молящиеся опускаются на колени. После произнесения слов священником можно встать с колен. После второго чтения из Ветхого Завета полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» Во время пения «Да исправится…»молящиеся стоят на коленях, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения все встают. Затем священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, - молитва святого Ефрема Сирина. Эта молитва сопровождается земными поклонами, которые следует делать тогда же, когда их делает священник. Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров. Диаконом или священником возглашается сугубая ектения: «Рцем вси…», далее также, как и на полной Литургии. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Хор начинает петь особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Во время перенесения Святых Даров все должны благоговейно опуститься на колени. Священник в алтаре, с воздетыми вверх руками, трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: «С верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит. После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Царские врата закрываются (при открытии и закрытии царских врат совершается поклон без крестного знамения), завеса закрывается наполовину. Диакон или священник произносит просительную ектенью:«Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» За этим следует молитва Господня«Отче наш», возглас диакона – «Вонмем», т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!». Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. В это время обычно совершают земной поклон. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратясь к молящимся, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Все совершают земной поклон. Священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (на литургии Преждеосвященных Даровмладенцев обычно не причащают). Далее следуют Благодарение по Причащении. Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: «Благословен Бог наш..», и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков..». Причастившиеся делают поясной поклон, кто не причащался – земной. Затем священник читает заамвонную молитву и отпуст (слова, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения). После этого священник говорит проповедь, дается для целования Святой Крест, причастники благодарят Бога за причащение (чтец читает благодарственные молитвы, все слушают и молятся). Служба окончена. 12. По выходе из храма Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Принимая благословение священника, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии. Отойдя, нужно поклониться священнику. Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши. | |
Просмотров: 761 | |
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Категории раздела | ||
|
Вход на сайт |
Поиск |
Друзья сайта |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |